Еще в древности люди заметили, что тот или иной цвет особым образом способен воздействовать на человека: он вызывает те или иные чувства, эмоции или настроения. Однако лишь в начале XX века это явление по-настоящему заинтересовало ученых. Исследования продолжались много лет, и сейчас можно с уверенностью сказать о том, что с помощью цвета действительно можно управлять мироощущением человека.
Физиологические опыты с людьми позволили разделить все цвета на активные и пассивные.
Активные – те, что возбуждающе действуют на организм. Они ускоряют процессы жизнедеятельности и способствуют приливу энергии. К таким цветам прежде всего относятся красный и оранжевый.
Интересно, что красный – это первый цвет, который после рождения начинает различать человек.
Пассивные цвета – те, что успокаивают, дают чувство защищенности и покоя. В первую очередь – это синий и зеленый.
Естественно, что, коль зашла речь о влиянии цвета на людей, ученые не могли оставить без внимания вопросы практического использования этих знаний. В школах американского города Балтимора проводился двухгодичный эксперимент, в ходе которого медики изучали механизм воздействия цветовой обстановки на поведение и успеваемость детей. Подобные исследования проводились во Франции, Германии, России и многих других странах мира.
В результате этих исследований опытным путем было установлено, что наиболее оптимальным для школьников оказалось такое изменение цветового климата, при котором потолок и верхняя часть стен были окрашены в белый цвет, нижняя часть стен – в кремовый либо светло-зеленый, а мебель и полы – в цвет светлого дерева. После таких несложных изменений окружающей обстановки значительно улучшилось освещение классов, ученики стали меньше уставать на уроках. Кроме того, медицинское обследование, проведенное через некоторое время, показало, что количество детей с различными нарушениями зрения уменьшилось более чем в два раза.
Подобные результаты физиологически обоснованны. Дело в том, что белый цвет значительно повышает освещенность, поскольку отражает до 80% дневного света. Это важно не только для зрения, но и для психологического самочувствия. Известно, что сумеречное освещение вызывает как у взрослых, так и у детей состояние депрессии. Яркий же солнечный свет, наоборот, поднимает жизненный тонус.
Кроме того, специалисты установили, что функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета. Крайне не рекомендуется делать стены красного цвета.
Психологи считают, что самый оптимальный вариант для помещений, где находятся дети, это гамма цветов от желтовато-зеленого до оранжевого. Если комната ориентирована на юг, будет разумным выбрать синие и зеленые тона, поскольку они создают ощущение прохлады и успокаивают.
Учеными доказано, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность школьников гораздо выше при зеленой гамме цветов, нежели при белой, черной и коричневой. Выяснилось также, что определенные цвета способствуют более точному и полному распознаванию предметов. Так, при дневном свете дети предпочитают рисовать или писать на белой бумаге, а при освещении лампами накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета. Причем в случае правильно выбранной бумаги улучшается даже количество верных ответов при выполнении контрольной работы.
Кроме того, для улучшения функционирования зрительного аппарата, а также улучшения общего психоэмоционального состояния человека психологи рекомендуют использовать так называемый динамический светоцветовой климат. Его суть заключается в том, что производится чередование белого и цветового освещения. Таким образом не только сбрасывается эмоциональное и физическое напряжение, но и смягчается отрицательное психологическое воздействие замкнутого пространства.
Автор: Редакция mosclinic.ru