Как в России в целом обстоят дела со зрением? Или во все времена всё всегда было примерно одинаково? Или, может, у разных поколений становится больше определенных проблем?
За последние годы ковид сделал своё дело. В человеческом организме пострадали сосуды, в т.ч. и в глазу. Стало больше патологий заднего отрезка сетчатки. У людей стали раньше появляться помутнения хрусталика — катаракты. А бич молодежи — это гаджеты. Причем работа на компьютере отходит на второй план, я говорю, прежде всего, про телефон, который очень сильно напрягает зрение. Работа с телефона приводит к быстрейшему развитию близорукости.
Что касается дальнозоркости и пресбиопии, то, да, люди в возрасте с этим сталкиваются. Но это не так актуально. Главный бич — это перенесённые постковидные состояния и молодое поколение в гаджетах.
Нет, никак. Работы у офтальмологов будет становиться только больше. Главное, чтобы были технологии и расходный материал.
Да, точно так же. Особенно в азиатских странах, там вообще очень много близоруких людей.
Боятся все. Другое дело, что технологии меняются. Технологии стремятся к минимизации. Глаз и так маленький, так ещё и малоинвазивные технологии внедряются. Например, технология SMILE. Но есть ряд вещей, которые отодвигают скорое достижение максимального зрения. Потому что по персонализированным технологиям, которые используются в Femto-LASIK, восстановление зрения проходит быстрее. Впрочем, это моё личное мнение, всё-таки это зависит от многих вещей.
Но страх человека перед посторонним вмешательством есть. И предсказать его невозможно. Есть люди, которые вообще ничего не боятся, но даже и они могут испугаться операции на глаза.
Это всегда индивидуально. Кто-то выделяет из своего графика два дня специально под операцию. Обычно это занятые люди, в основном из московского региона.
Сейчас просто такая жизнь, которая просто заставляет улучшить зрение. Просто надо это сделать. Потому как есть ряд специальностей, которые исключают очки и контактные линзы. Я говорю в том числе про военные специальности, которые очень актуальны в наше время. Я сразу могу вспомнить и снайперов, и десантников. Но бывают и модели, артисты.
Женщины чаще идут на операции и меньше боятся. Хотя это, конечно, субъективное наблюдение. Тем не менее, мужчины меньше следят за своим здоровьем. Самое преступное - это когда они садятся за руль с плохим зрением.
У меня есть пациентка из Германии, которая приехала ко мне на операцию. Она носила очки, а после операции стала видеть лучше, чем видела в очках. Но в Германии ей диагностировали аномалию зрения, астигматизм, и очки были подобраны правильно, чтобы скорректировать зрение.
Там очень строго с этим. Если вы попадаете в ДТП, вас сразу проверят на алкоголь и на зрение. К сожалению, у нас такой практики нет. А это серьезная проблема, потому что за рулем ездят очень многие, но очень немногие из них — сознательные люди.
Я всё понимаю, зрение можно тренировать. Но если взять чисто анатомию глаза, то мы увидим, что близорукий глаз длиннее обычного и его не сделать короче. Внутри глаза есть мышца, которая отвечает за аккомодацию, чтобы человек видел одинаково хорошо и вдали, и вблизи. Можно тренировать эту мышцу с детского возраста. Чем старше человек, тем это сложнее. Но на какое-то короткое время можно действительно частично улучшить зрение. Но затем у вас снова всё встанет на своё место.
Поэтому лучше относиться к проблеме философски, ведь все мы с вами ежедневно стареем. И вместе с этим в организме происходят различные процессы, приводящие к различным заболеваниям. Вот, например, приходит ко мне человек и спрашивает: «А как долго я буду хорошо видеть после операции?» — Я ему отвечаю: «А Вы знаете, что с вами сегодня вечером будет?»
Относитесь к этому философски. Если доктор даёт вам пожизненную гарантию, то это враньё. Этот доктор вас обманывает, и идти к нему не надо.
Скажите, как человек науки, который знает устройство глаза изнутри, имеют ли право на существование такие теории, что, например, детская близорукость говорит о том, что ребёнок не хочет видеть какие-то проблемы? То есть, что это — следствие психологии? Или это притянуто за уши?
Частично это так. Человек всё-таки видит головой. Мы с вами видим каждым глазом по отдельности, и уже в голове это всё сливается воедино. Это норма. Если голова работает неправильно, то могут быть различные отклонения. Это также связано с аномалиями оптики глаза. Потому что, если глаза видят по-разному, один доминирует, а другой отстаёт, в голове нет полноценного зрения.
Что касается вашего примера, здесь не ребёнок не хочет что-то видеть, ему не позволяет сделать это оптика глаза. Чтобы оптика глаза позволяла это делать, ребёнку нужно носить очки, а затем делать операцию.
Получается, это влияет в обе стороны?
Да, это взаимное влияние. У нас в детском отделении есть аппарат с обратной связью. Ребёнок сидит и смотрит мультик слабовидящим глазом. Если глаз выключается из процесса, то и мультик отключается. Этот аппарат нужен для лечения амблиопии у детей.
Что Вы вкладываете в выражение «глаза — зеркало души»?
90% информации проходит через глаза. Слепой человек отстаёт в развитии с детских лет. Если человек родился зрячим и ослеп позже, то это уже другая история. Но если он слепой с детства, то его развитие, в т.ч. духовное, очень затормаживается.
Что Вы обычно видите в глазах людей?
Глаза бывают разные. Мы проводим диагностическое обследование глаз, обследование оптики, осмотр заднего отрезка сетчатки глаза — то есть того нейросенсорного аппарата, который позволяет перевести свет в электрический импульс. Это наша рутинная работа.
Автор: Яблоков Михаил Геннадьевич - Офтальмолог