В настоящее время Россия занимает лишь 120 место по показателю отчислений на здравоохранение (3,7% ВВП). Развитые страны тратят на здравоохранение около 8% ВВП, США - 15% ВВП. На прошлой неделе Владимир Путин подвел итог долгому спору Минздрава и Минфина – стоит ли поднимать в этом году ставку взносов в систему обязательного медицинского страхования. Стоит! Итак, «образовались» 460 «лишних» миллиардов рублей. А учитывая печальное место нашей страны по отчислениям на медицину в мировом масштабе, надо бы сконцентрироваться на том, чтобы каждая копейка была потрачена с пользой.
В свете этого вполне логичным выглядит и неожиданное оперативное распоряжение премьера: внести законопроект об ОМС в Госдуму уже в июне. Опять – за тем, чтобы тратить пусть и невеликие в планетарном масштабе, но все же очень большие деньги действительно на благо пациентов, в рамках реальной именно страховой медицинской системы. На она ведь и ОМС – то есть все же страхование. Владимир Путин уже упоминал о том, что деньги должны поступать в медучреждения за конкретные оказанные медицинские услуги, а глава Минздрава Татьяна Голикова не далее чем 26 апреля, на расширенной коллегии своего ведомства, заявляла следующее:
- В проекте закона предусматривается соблюдение преимущественно страховых принципов финансирования медицинской помощи, включая переход от сметного финансирования к оплате за объемы и качество оказанной медицинской помощи… Предусматривается обеспечить развитие конкурентной модели на основе равного доступа медицинских организаций различных организационно-правовых форм к реализации территориальных программ ОМС.
Приверженность руководства страны страховым принципам объясняется просто – это самый логичный вариант, во всем мире одна только страховая система медицинского обслуживания доказала свою жизнеспособность, гибкость и эффективность. Словом, может сложиться впечатление, что реформа ОМС и без того в правильном направлении семимильными шагами, а тут еще и глава правительства дал ей мощный толчок. И все скоро будет очень хорошо.
Увы, не будет. Похоже, Татьяна Голикова со своей трибуны вдохновенно говорит о каком-то, безусловно, прекрасном, но никому не известном законопроекте, а ее подчиненные, тем временем, разработали совсем другой. Его даже можно найти в интернете в публикациях на медицинских сайтах. Так вот там страхование и страховые принципы можно встретить практически только в названии. Страховые медицинские организации, которые сегодня непосредственно работают с врачами и медицинскими учреждениями, из системы едва ли не исключаются. В то время как участие страховых медицинских компаний в процессе финансового взаимодействия ОМС, как негосударственного сегмента системы, независимого контролера качества медицинской помощи делает ее более прозрачной и менее коррупционной, поскольку мы уже хорошо видели на примере ДЛО, что начинает
происходить когда все финансовые ресурсы и функции по распоряжению ими
сосредотачиваются в одной государственной структуре....
Это притом, что страховщики сегодня работают вовсе не так, как им бы следовало, как минимум – вполсилы: не могут обеспечить пациенту выбор медучреждения, не могут в целом в полной мере существовать по страховым принципам. Не могут потому, что не имеют полномочий при существующем законодательстве.
Для устранения этого недостатка, кстати, и затевалась реформа ОМС. «Деньги должны поступать за конкретные оказанные медицинские услуги» - помните слова премьера? Но разработчики реформы в Минздраве, видимо, решили сделать проще – чтобы не возится с воплощением в жизнь реальных страховых принципов, исключили их из системы вовсе. В итоге, согласно законопроекту, центральную роль станет играть Фонд ОМС. И он будет делать все: получать деньги из бюджета, распределять их, тратить, направляя в медучреждения, и, что самое дикое – «сам с собой» будет оценивать эффективность своей работы…
То есть россиянин, ставший владельцем нового полиса ОМС, по-прежнему, не сможет без проблем получать необходимые для поддержания и/или восстановления здоровья медицинские услуги.
Страховая компания, не сможет выполнить задачу по обеспечению оказания качественных услуг и защиту прав пациента/клиента и предоставить на выбор пациенту несколько лечебных учреждений, потому что не будет обладать достаточными для этого ресурсами. Основополагающий принцип страховой медицины «цена-качество» очень быстро заменится на другой «где бы найти подешевле». При этом понятно, что «подешевле» получится исключительно в уже существующих государственных лечебных учреждениях.
Врач по-прежнему вынужден будет выписывать дешевые лекарства, и выдерживать жесткие квоты на проведение дорогостоящих исследований и процедур.
Словом, все останется на своих местах. Спрос на качественное лечение и хороших врачей по-прежнему значительно будет превышать предложение, собранных в системе ОМС средств на всех не хватит, а значит, пользоваться медицинскими услугами можно будет, преимущественно за счет наших личных сбережений.
И не стоит надеяться на вливания из бюджета. Даже «лишние» 460 миллиардов очень быстро растворятся в той абсолютно непрозрачной и неэффективной системе, которую предлагает сегодня Минздрав. Эта централизованная система распределения
финансовых средств все равно приведет к дефициту в течение ближайших пары лет.
В связи с отсутствием заинтересованности в расширении "территориальной программы" в субъектах РФ и целесообразности "зарабатывания денег для региона", руководством субъекта скорее всего, будет высказано пожелание медорганизациям: как можно больше приносить пользы для родного края. Начавшие работать по стахановскому методу "даешь стране угля - мелкого, но много" медицинские организации «съедят» предусмотренные средства гораздо раньше предполагаемого срока...
По материалам сайта www.meditime.ru
Автор: Редакция mosclinic.ru