В Европе около 15% населения с гордостью называют себя «LOHAS». Это почти оскорбительная для русского слуха аббревиатура означает «lifestyle of healthy and sustainability», что можно перевести примерно как «здоровье и забота об окружающей среде как стиль жизни».
И если на Западе бережное отношение к собственному телу и природе вокруг нас уже давно стало нормой, то в России это, в целом, вполне естественное человеческое поведение до сих пор является чуть ли не экзотикой. Однако и в наших холодных широтах ситуация медленно, но верно начинает меняться. Все больше наших соотечественников (и особенно, соотечественниц) стали задумываться о том, что мы едим и как мы в принципе живем. И пусть тренд только набирает обороты, все же положительная динамика очевидна уже сегодня.
Не стоит, впрочем, идентифицировать lohas с активистами эко-движения, борцами и аскетами. Напротив, lohas отказываются от самоограничений в пользу эко-гедонизма. Это, как правило, хорошо обеспеченные жители мегаполиса за 30, нацеленные на улучшение качества своей жизни. Демонстрациям в поддержку окружающей среды они предпочитают дорогие wellness-отели. Им не все равно, где и как были выращены продукты, которые они употребляют в пищу, они отказываются от химии в еде, косметике, одежде и других товарах. Внимательно изучая составы продуктов, они выбирают те, в названии которых есть слова «eco», «bio» или «organic».
Производители товаров и поставщики услуг тут же ухватились за новое веяние. Ведь lohas – это не просто носители некой позитивной миссии, это еще и потребители с сильной коллективной покупательской способностью. Так, например, немецкий экономист профессор Вернер Ф. Шульц из университета Хоэнхайм оценивает число новых экопотребетилей в 8 миллионов, а их общую покупательскую способность примерно в 200 миллиардов евро. Профессор Шульц утверждает, что этот «мегатренд» сохранится и в дальнейшем.
В России, где уверенный средний класс представлен лишь в крупных городах, несмотря на возрастающий интерес к экологически безопасным продуктам, существует ряд проблем. Если в Европе, Австралии или Америке существуют очень жесткие требования к производителям биопродукции, то у нас они до сих пор не сформулированы. Теоретически продавец может написать на своем продукте, что угодно, ведь четких предписаний, какой именно товар является «органическим» и «экологическим» нет. Такой «свободой» очень активно пользуются производители продуктов питания и конвенциональной косметики. Вот и получается, что биойогурт состоит из одних консервантов и химических усилителей вкуса и красителей, а в состав «натурального шампуня» входят силиконы и SLS (лаурилсульфат натрия). К сожалению, экоинформированность наших потребителей до сих пор остается на прискорбно низком уровне. Увидев на упаковке косметического крема слово «органика», люди, видимо, испытывают такую эйфорию, что мало кто догадывается изучить его ингредиенты. Этой наивностью, а иногда и просто безграмотностью, нередко пользуются недобросовестные производители. Прежде всего, конечно, в масс-сегменте, но иногда и товары премиум-класса на деле оказываются лишь обманкой.
Но не стоит унывать, достаточно лишь немного погрузиться в тему и все станет ясно. Уже сегодня в России существует ряд фермерских хозяйств, выращивающих и поставляющих на прилавки экологически чистую продукцию, качество которой ничуть не уступает западным аналогом. Довольно радужная ситуация вырисовывается и на рынке натуральной косметики. Говорить о ее плюсах можно бесконечно, они видны даже невооруженным глазом: полезные органические компоненты мягко интегрируются с кожей, не нанося ей вреда, кроме того, даже само по себе производство безвредно для окружающей среды. Качество по-настоящему биологических чистых средств по уходу за кожей и волосами не вызывает сомнения уже ни у кого. Местные производители, впрочем, только-только начинают появляться, но, надо отдать им должное, многие чувствуют себя уже вполне уверенно. Плюс существует целый ряд западных компаний, активно осваивающих российский рынок. Среди них много весьма достойных игроков. Например, 100% натуральная и органическая косметика Weleda, известная в Европе еще с начала 20-х годов прошлого века. Марки со стабильной экорепутацией всегда пользовались большим уважением на Западе, сегодня и для наши соотечественники все с большим вниманиям относятся к компаниям, имеющим положительный экоимидж.
Многие специалисты считают, что тенденции, намеченные lohasами, должны со временем выкристаллизоваться в общемировые. Сформировавшееся общество потребления наконец-то встало на путь личностного развития и личной ответственности, в том числе, и перед окружающей средой. Возможно, идеальный мир, о котором столько столетий мечтало человечество, в не таком уж далеком будущем станет реальностью.
Автор: Редакция mosclinic.ru
Диетологи в клиниках |
Семейная - сеть многопрофильных клиник 9509181 улица Героев Панфиловцев, 1 |